Алтайская гречка составляет на прилавках магазинов края лишь 20 процентов от ассортимента. Такую оценку приводят эксперты по маркетингу Алтайского государственного аграрного университета. И это при том, что в крае выращивается половина общероссийского урожая этой крупы, сообщают журналисты телеканала «Наши новости».
Эксперты связывают эту ситуацию с тем, что на Алтае недостаточно развита переработка гречихи в готовый продукт. В результате наш регион вынужден быть по большей части поставщиком лишь сырья.
«Известный музыкант Робби Ульямс в своем нашумевшем клипе пародирует российскую действительность. Одним из символов нашей страны британец посчитал гречку. Крупа, считают специалисты, — алтайская. Производитель закупает сырьё в крае. Но выпускает товар в Челябинской области. А потому вся международная музыкальная слава досталась уральскому региону, а не Алтаю, где её вырастили. Гречка нашего производства и в торговых сетях представлена так, будто край – не крупнейший выращивающий её регион.
В крупнейшей алтайской торговой сети продаётся гречка преимущественно алтайского производства. Но весомую долю занимает и челябинская. А вот поход по другим торговым сетям даёт более показательный результат. Московская область, Санкт-Петербург и, отдельный случай, Новосибирск — на упаковке гречки написано «алтайская», но произведена так же в Новосибирской области. Кстати, поставляется и за рубеж в Беларусь», — замечают «Наши новости».
По данным крайстата, в Алтайском крае выращивают почти 50% всей российской гречихи. В 2017-м году у нас собрали 783 тысячи тонн. Это рекорд за последние годы. Из этого количества в нашем регионе перерабатывается в крупу только 362 тысячи тонн. Это порядка 46%. Стало быть, оставшиеся 54% собранной гречихи – больше половины – вывозится из Алтайского края в виде сырья и перерабатывается в других регионах страны. По оценкам экспертов-маркетологов Алтайского государственного аграрного университета, из всей продающейся в регионе гречневой крупы только 20% производится здесь же. Специалисты считают, что перерабатывающая база развита недостаточно.
«У нас внутрирегиональные потребности – никуда возить не надо, никакие тарифы сбрасывать. Внутрирегиональные потребности покрываются на одну треть. Производственные мощности у нас пока рассчитаны на 360 тысяч тонн всего крупы. В том числе гречихи — где-то 40%. Причём мощности полностью не загружены», — поясняет Валентина Кундиус, доктор экономических наук, профессор АГАУ.
Урожай рекордный, мощности не загружены, а перерабатывают алтайскую гречку другие. И уже они, а не край, получают основную добавленную стоимость от готового продукта. Последним крупным инвестором, который решил создать производственную базу в Алтайском крае, стала челябинская «Макфа». Завод в Троицком районе начал работу в 2015 году.
«Что происходит на алтайском предприятии? Туда свозится гречка, она сушится, она складируется, у нас там находится элеватор, — рассказывает Юлия Бобылева, руководитель пресс-службы агрохолдинга «Макфа». — Затем она фасуется в мешки и отправляется уже в Челябинск, где она уже собирается в мешочки, в пакетики, в коробочки. Пока о полной переработке на данный момент речи не идёт».
Почему же при богатых сырьевых возможностях производственная база оставляет желать лучшего? В 2018-м году в Алтайском крае может заработать два новых завода по производству гречневой крупы. Объёмы переработки, возможно, увеличатся. Но вот смогут ли они продвинуть алтайскую продукцию на полки торговых сетей и в клипы зарубежных музыкантов? Вопрос остаётся открытым, резюмируют «Наши новости».