«Нам нужно стереть определенные административные границы. Передать ряд полномочий субъектам РФ. Сегодня, я считаю, мы подошли к черте, когда нам нужно провести мини-революцию децентрализации», — объяснил он и предложил свое видение создания ряда агломераций.
Так, в Сибири провести слияние Томска, Новосибирска и Барнаула. На Урале – Екатеринбурга, Челябинска и Перми. В средней полосе России — Казани, Самары и Ульяновска.
Насколько эффективно создание таких тройственных союзов и как это отразится на экономике новых агломераций, корреспондент НДН.инфо поинтересовалась у новосибирских парламентариев.
Создание таких агломераций ставит во главу угла не развитие регионов, а попытку уменьшить на них расходы, считает секретарь бюро совета регионального отделения партии «Справедливая Россия», депутат заксобрания Новосибирской области Игорь Умербаев:
«Практика показывает, что после таких объединений аппарат уменьшается. Было три губернатора и три правительства, а станет по одному. Сократят они рабочие места в госструктуре, а новые места они предоставят?»
Игорь Умербаев вспомнил историю, когда объединили городскую и районную администрации в Карасукском районе:
«В первые два года после объединения какие-то деньги высвободились. Все были рады. А потом им взяли и урезали бюджет. И здесь также будет. Проведут укрупнение, объединения. Потом, может, первый год бюджет на новую агломерацию и оставят таким, как был. А затем бюджет уменьшат. Оставшиеся после сокращения специалисты начнут захлебываться в увеличившемся количестве документов и в решении кучи свалившихся на них вопросов. А сверху это будет трактоваться как геополитическая слабость».
Депутат Новосибирского горсовета Александр Савельев считает, что такая административная реформа с объединением ничего не изменит, потому каждый из перечисленных регионов самобытен, имеет свою историю и свои традиции, в том числе и в управлении:
«Объединение позволит сократить численность представителей исполнительной власти, возможно, на два губернатора. Тогда добавятся какие-то советники, заместители и так далее. Соответственно, экономии бюджетных средств в данном случае я не вижу».
Рациональное зерно Савельев видит только в одном:
«По поводу передачи полномочий регионам абсолютно здравая идея, и этим необходимо заниматься. На данном этапе регионы находятся в полной зависимости от федерального бюджета, в том числе по реализации своих полномочий на местах в сфере образования, медицины. У нас в рамках какой-либо федеральной программы не строятся поликлиники. Должны быть перераспределения в пользу региональных бюджетов, чтобы именно на местах региональные и местные власти могли иметь больше полномочий и, соответственно, более адресно и более точно решать наиболее острые проблемы».
Депутат Новосибирского горсовета, единоросс Игорь Титаренко считает, что объединение трех городов в одну агломерацию преждевременно:
«У каждого региона своя специфика, в том числе экономическая. У жителей могут начаться проблемы с получением льгот, субсидий, потому что весь административный механизм перевернется. Сперва нужно выстроить административную структуру. А пока будет выстраиваться административная, можно упустить социальную. Скоропалительно объединять города нельзя. Вначале надо взвесить все возможные риски».
Децентрализация внутри Сибирского федерального округа неактуальна, считает депутат Новосибирского горсовета, «жириновец» Евгений Лебедев:
«Вот если бы перенести сюда из Москвы какое-то федеральное министерство или ведомство, тогда другое дело. Это бы привлекало дополнительные ресурсы и финансы, как-то бы оживило экономику Новосибирска и области. А то из Кремля раз в год дают в Новосибирскую область миллиард рублей — условно, на дороги. Как границы-то раздвигать? У Томска свои сложившиеся устои, у Барнаула свои, у Новосибирска свои».
Депутат заксобрания Новосибирской области, коммунист Вадим Агеенко считает идею объединения субъектов Федерации абсурдом:
«Просто глупость затевается за четыре месяца перед выборами президента. Что будем обсуждать? Будем обсуждать глупость. Потому что предложить больше нечего — ни в экономике, ни в развитии. А кого-то спросили, надо или не надо эти города объединять?»
По агломерации должны проходить удобные транспортные магистрали, чтобы ездить по территориям, объяснил Агеенко:
«Что, кто-то из Томска постоянно ездит на работу в Новосибирск? Ведь никто не предложил ничего нового ни по налоговой системе, ни по распределению налогов. Не 55%, не 65%, а 25% в Москву отправлять. А остальные деньги оставлять на территории. Тогда территории будут развиваться, предприятия возрождаться, и работа появится не только в Новосибирске, но и в области. И людям не надо будет из родного дома переезжать в Новосибирск из-за работы».
Все опрошенные НДН.инфо депутаты считают предложение Кудрина о единой агломерации Новосибирска с Томском и Барнаулом утопией.